Поиск по этому блогу

вторник, 20 августа 2019 г.

Джон Мильтон: как проникнуться сочувствием к князю Тьмы



Автор, прежде чем написать произведение, сначала его обдумывает. Между замыслом и его реализацией могут пройти лишь мгновения, а может и целая жизнь. Ещё в юности Джон Мильтон решил во что бы то ни стало написать эпическую поэму. Сначала он думал, что она будет религиозной, но потом планы изменились: Мильтон захотел будущему произведению придать национальный характер, а потому его мысли обратились к королю Артуру и его подвигам.

Но в итоге в своём основном труде — поэме «Потерянный рай» — Мильтон возвращается к первоначальному замыслу, однако осмысливает его уже совершенно под другим углом. На первый взгляд, в поэме описан знакомый библейский сюжет — человеческое грехопадение и борьба Света и Тьмы, ангелов и демонов. Но то, как поэт преподносит этот сюжет, заставляет говорить о поэме уже более трёхсот лет.


В англоязычных странах Джон Мильтон почти равняется Шекспиру: величественный стих его произведений, объёмные образы соответствуют масштабности поднимаемой им темы — смысл человеческой жизни.

Истинный пуританин, но при этом революционер в душе, Мильтон героизировал Галилея и Кальвина: в первом он видел символ прогресса, борющийся с католическим невежеством, второй воплощал религиозность, не подчиняющуюся церкви.

«Потерянный рай» — это война между небесами и адом. Война за человека. И поначалу кажется, что всё слишком ясно и просто. Но появляется Сатана — антигерой, бунтарь, поднявший восстание против единоличной власти Бога, и смыслы переворачиваются с ног на голову.

Сатана, олицетворяющий зло в идеале, у Мильтона руководствуется вполне разумными и убедительными мотивами в своём порочном деле. Да, он не положительный герой, однако его революционные порывы, близкие автору, откровенность и смелость заставляют ему сопереживать.
Вот и критик Белинский проникся к врагу человеческому светлыми чувствами, назвав поэму «апофеозой восстания против авторитета». Он подчёркивал, что в образе Сатаны наиболее ярко проявляется революционный пафос произведения и именно этот персонаж оказывается самым выразительным и сильным. А поэма в целом воспринимается как призыв к продолжению борьбы.

В своём произведении Мильтон, сам участник буржуазной революции в Англии, положительно отнёсшийся к казни короля Карла, явно нарушает библейскую логику. Бога автор расценивает как царя, хоть и небесного, а потому и ассоциирует его с королями земными. Поэтому и сам не может не сочувствовать Сатане, хоть и исчадию ада, но всё же поднявшемуся против единовластия.
Некоторые исследователи творчества поэта проводят даже аналогии с греческой мифологией, отождествляя мильтоновского Сатану с Прометеем Эсхила. Поначалу оба героя близки богам, но восстают против тирании, руководствуясь высокими целями помощи человеку, и оба оказываются низверженными.

Но всё это глубинные смыслы, которые современниками поэта не были восприняты, поэтому «Потерянный рай» поначалу прошёл незамеченным у читателей. Но даже сейчас, когда произведение изучено специалистами из разных областей науки, оно продолжает вызывать жаркие споры. Единственное, что не вызывает сомнений, так это то, что «Потерянный рай» — отражение мировоззрения Мильтона, накопленного опыта и итог его жизненного пути.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий получен модератором и будет опубликован после проверки.