Поиск по этому блогу

суббота, 17 августа 2019 г.

Робин Гуд от искусства


А я одно видел:
вы — Джиоконда,
которую надо украсть!
И украли…

Это строки Владимира Маяковского из поэмы «Облако в штанах» о самом нашумевшем похищении картины, которое произошло 21 августа 1911 года. Из Лувра украли «Джоконду». Но узнали об этом лишь на следующий день — реставратор не обнаружил картину на привычном месте. Первые розыскные мероприятия результатов не принесли.

Газеты пестрели фотографиями, вся полиция была поднята на ноги. Обвиняли всех и вся — правительство, кайзера, миллионеров. Даже Пабло Пикассо попал под подозрение. Он часто бывал в Лувре, подолгу рассматривал картины, а «Мону Лизу» — особенно.


Расследование вёл знаменитый на весь мир сыщик — Альфонс Бертильон. Как настоящая ищейка, он сразу почуял, что в этом деле не обошлось без помощи сотрудников музея. И, как покажет время, он оказался прав. А пока в оборот взяли всех, кто имел отношение к Лувру, вплоть до его директора.
Бертильонаж — антропометрический метод поиска преступника — применяли ко всем. Но картотека была огромной, что делало обработку данных практически невозможной. Слепо следуя своей системе, Бертильон не рассматривал серьёзно отпечатки пальцев, а ведь это могло помочь: полицейские обнаружили брошенную раму картины, а на ней — краску с чётким отпечатком. В итоге следствие затянулось на два года...

Немного углубимся в историю. «Джоконда» была создана великим Леонардо да Винчи примерно в 1503 — 1505 годах. До самой смерти автор не хотел расставаться со своим произведением, и, согласно официальной версии, в итоге картину купил Франциск I. Долгое время «Мона Лиза» была доступна лишь избранным — фавориткам короля, Людовику XIII, Наполеону. В Лувре полотно оказалось лишь в 1804 году и более века его не покидало.

...Через два года после похищения флорентийский антиквар Альфредо Джери получил странную записку: «Настоящая “Джоконда” у меня. Хочу вернуть…» Антиквар всё взвесил и вызвал полицию.
Похитителем шедевра оказался Винченцо Перуджа, ничем не примечательный человек. Как и предполагал в своё время Бертильон, он некоторое время подрабатывал в Лувре, и все охранники были с ним прекрасно знакомы, а потому без вопросов впускали и выпускали его.

Перуджа знал, что по воскресеньям в музее пусто, а Джоконда будто манила его. Он снял картину, вынул её из тяжёлой рамы и, спрятав под одежду, вынес из Лувра, не вызвав подозрений.
В своей квартире он положил полотно на стол и прикрыл его скатертью (по другой версии — держал картину под кроватью). А когда волнения немного улеглись, в чемодане с двойным дном вывез «Мону Лизу» в Италию.

Свой поступок Перуджа объяснил патриотическими мотивами: дескать, не дело итальянским шедеврам находиться во Франции, там и так полно всякого добра. А «Джоконду» следовало вернуть на историческую родину. Таким вот своеобразным долгом перед страной Перуджа оправдывал похищение.
Адвокат итальянца постарался, и тот получил удивительно мягкое наказание — год и 15 дней тюрьмы. А после громкого процесса Перуджа стал знаменит: ведь это же так романтично — из патриотических соображений украсть, а затем безвозмездно вернуть картину.

Как сложилась дальнейшая жизнь похитителя, доподлинно неизвестно. Вроде бы он женился, и у него родилась дочь. Затем с семьёй переехал во Францию, где умер в возрасте 44 лет.

Нам очень важна Ваша поддержка🙏

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий получен модератором и будет опубликован после проверки.